Персональный сайт воспитателя Боршняковой Веры Владимировны
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеПерспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе Сентябрь Тема: «Человек. Звук и слух» Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 9
Тема «Человек. Звук и слух» Беседа- игра: «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 40 Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 10
На прогулке: Игра: «У кого какие детки?» Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 19
Опыт: «Какая бывает земля?» Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая Материал: совочки, формочки, вода. Октябрь Тема: «Вещество. Вода и ее свойства» Занятие: «Волшебная водица» Цель: Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита. Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 11-12
Опыт: «Делаем мыльные пузыри» Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку. Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13
На прогулке: Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество. Камни» Занятие: «Домики для камешков» Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 16
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?» Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 18
Опыт: «Где вода?» Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27 Ноябрь Тема: «Измерение. Вес» Занятие: «Зачем нужны весы?» Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала. Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 39.
Тема: «Вещество. Бумага» Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги» Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами. Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 24
Опыт: «Волшебное сито» Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 36.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?» Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике. Декабрь Тема: «Вещество. Резина» Занятие: «На чем полетят человечки?» Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 26
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства» Занятие: «Почему дерево плавает?» Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 28
Беседа: «Приключение карандаша» Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность. Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32 Январь Тема: «Свет и цвет» Занятие: «Разноцветные шарики» Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок) Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 23,24
Занятие: «Свет вокруг нас» Опыты: «Волшебный луч», «Тень» Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов. Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 35-37
Опыт: «Что отражается в зеркале?» Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 35
Тема: «Вещество. Жидкость. Вода и ее свойства» Опыт: «Изготовление цветных льдинок» Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная. Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 28 Февраль: Тема: «Твердое тело. Материалы» Занятие «В мире стекла» Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы. Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 33, Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 24
Тема: «Твердое тело. Материалы» Занятие: «В мире пластмассы» Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность. Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 35
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства» Опыт: «Взаимодействие воды и снега» Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 29 Март Тема: «Вещество. Воздух и его свойства» Занятие: «Где спрятался воздух?» Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?» Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 34
Тема: «Движение. Инерция» Занятие: «Упрямые предметы» Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией. Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты. Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 48
Наблюдение за черепахой Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия. Материал: живая черепаха Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 55
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега. Материал: емкости с водой и снегом Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 23. Апрель Тема: «Растительный и животный мир» Занятие: «Посадим фасоль» Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности. Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла) Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 65.
Тема: «Вещество. Ткань» Занятие: «Такая разная ткань» Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением. Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды. Литература:
Опыт: «Тепло-холодно». Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу. Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение. Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой. Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с. 21 Май Тема: «Вещество. Материалы» Занятие: «Курочка Ряба» Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл. Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 37
Тема: «Вещество. Материалы» Занятие: «Незнайкин клад» Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла) Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла. Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 30.
Опыт: «Испарение воды» 17 марта 2019 в 16:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.